Предприниматели расходятся по бизнес-клубам

В России набирают популярность бизнес-клубы. Всего, по информации аналитиков рынка, за последние годы в Москве и Санкт-Петербурге открылось около десяти сообществ, которые объединяют сотни предпринимателей. За возможность состоять в таком клубе бизнесмены отдают десятки и даже сотни тысяч рублей. Зачем предприниматели объединяются в клубы? И стоит ли тратить на них деньги? Выяснял Александр Рассохин.

«Первое правило клуба — никому не рассказывать о клубе», — знаменитый постулат из книги Чака Паланика вряд ли применим к бизнес-объединениям, число которых в последние годы в России неумолимо растет. Чтобы стать членом такого сообщества, мало заплатить взнос, который, как выяснил «Коммерсантъ FM», порой достигает 800 тыс. руб. Некоторые клубы требуют, чтобы бизнес участников был социально значимым, другие — чтобы ежегодный оборот составлял больше определенной суммы, например, 80 млн руб.

Первый в России бизнес-клуб — «Деловар» — появился еще в 2003 году. За это время он открыл филиалы в 15 городах, в том числе в Праге и Барселоне. Для участников организовывают диспуты, мозговые штурмы, встречи с успешными предпринимателями, круглые столы с экспертами и бизнес-туры в Европу. Все это позволяет членам клуба улучшить свои навыки, поделиться идеями и опытом с коллегами и получить обратную связь, сообщила «Коммерсантъ FM» президент московского клуба «Деловар» Людмила Лунькова.

«80% членов нашего клуба — это представители малого бизнеса, около 15% — среднего, с оборотом более 800 млн руб. в год. Также участие в наших активностях принимают и начинающие предприниматели, которые не могут продлевать членство в клубе автоматом. Через год мы спрашиваем их, как идут дела, потому что половина из таких бизнесменов потом меняют решение и хотят вернуться на наемную работу. Основное правило — членами "Деловара" могут быть только владельцы компаний. Самый крупный бизнесмен в клубе имеет оборот порядка 8 млрд руб. в год», — рассказала Людмила Лунькова.

Несколько лет назад основатель топливно-энергетической компании «КЭС Групп» Роман Фингелькурц решил расширить свой бизнес и выйти на московский рынок. Тогда же, во время поиска новых связей, он и наткнулся на клуб «Эквиум». За возможность быть его частью предприниматель ежегодно отдает 350 тыс. руб., и такая сумма, по его словам, окупается сполна: «Один бизнесмен ставит свою задачу, а остальные члены клуба ее решают.

То есть это такой обмен опытом, в рамках которого мы помогает друг другу, исходя из тех знаний и компетенций, который накопили.

Есть среди членов клуба и стартапы, которые выросли просто многократно. Мы планово растем минимум на 30% в год, а клуб на сегодняшний день дает мне перспективу кратного роста, в два с половиной раза».

Часто бизнес-клубы приглашают на свои встречи известных предпринимателей и управленцев, которые делятся опытом и отвечают на вопросы, к примеру, основателя инвесткомпании «Тройка Диалог» Рубена Варданяна и автора дизайнерских студий Артемия Лебедева.

Еще одним частым гостем становится ресторатор Аркадий Новиков. Хотя сам он вступать в бизнес-клуб не собирается, а от бесплатных выступлений планирует отказаться: «В основном я рассказывал, как работаю и живу. Люди задавали вопросы, на которые я отвечал. Но не могу сказать, что мне было это интересно. При этом я никогда не брал деньги, хотя и считаю, что надо начинать это делать. Я ни в каком клубе не состою, естественно, просто мне это не нужно и некогда этим заниматься. У меня такое количество работы, что я даже не успеваю проводить время у себя в ресторанах».

Учредитель компании Mr.Doors Максим Валецкий скептически относится к подобным клубами. По его словам, предприниматели лишь теряют деньги, вступая в такие организации. Бизнес-сообщества могут быть эффективны, но только неформальные, считает господин Валецкий.

"Например, с кем-то в 1990 году вы продавали холодильники с завода, после чего остались довольны сотрудничеством и продолжили общение, а затем и познакомили партнера со своими друзьями. Вот такие связи действительно ценны — они более крепкие, надежные, они устанавливаются годами. Создать их тяжело, а потерять очень легко. Я не верю, что такие сети можно установить формально. Формальный бизнес-путь создается только для того, чтобы их устроители могли собрать деньги», — поделился Максим Валецкий.

Как сообщает бизнес-клуб «Атланты», чаще всего члены подобных объединений обсуждают вовсе не предпринимательство, а личную жизнь. Однако большинство опрошенных «Коммерсантъ FM» руководителей сообществ уверены, что даже такие беседы положительно влияют на экономическую деятельность.

Больше всего в мире за годовой абонемент платят члены калифорнийского клуба Vistage. Возможность состоять в нем обходится предпринимателям в $15 тыс. в год, то есть почти 1 млн руб. по сегодняшнему курсу.

Источник: corpmsp.ru